«Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
Владимир Мономах

Семья под запретом

Людям с интеллектуальными нарушениями иметь детей не положено. Именно не «положено», поскольку запрета в законе нет и формально, любой человек может стать родителем. Однако нередко государство делает все, чтобы лишить инвалидов возможности создать се

Несмотря на прогрессивные изменения в гражданском законодательстве (см. реформа системы опеки), до сих пор в российском Семейном кодексе содержится запрет людям, признанным недееспособными, вступать в брак. Ситуация петербургской семьи показывает, насколько сложно доказать право быть родителем, если у тебя ментальное расстройство.

Владимир и Светлана (имена изменены) вместе уже более семи лет, они познакомились в психоневрологическом интернате, где проживали до недавнего времени. В 2008 г. они заключили брак, и в том же году у них родилась дочь Ольга. Однако воспитывать ребенка родителям не позволили – Светлана была недееспособной, а Владимира и не спрашивали, хочет ли он воспитывать ребенка. Ольгу поместили в дом ребенка. С этого времени родители пытаются доказать, что их инвалидность и тот факт, что они проживали в интернате, не могут быть основаниями для лишения их возможности воспитывать дочь в своей семье. Брак Владимира и Светланы был признан недействительным по причине недееспособности Светланы, после чего детский дом безуспешно попытался оспорить отцовство Владимира.

В конце 2012 г. Светлана восстановила дееспособность и повторно вступила в брак с Владимиром. Владимир добился выделения квартиры для него и дочери, выписался из интерната, однако ребенка ему не отдали, и по иску детского дома суд ограничил его в родительских правах, несмотря на заключение органа опеки о том, что в доме Владимира и Светланы созданы все условия для жизни, досуга и учебы ребенка. Единственным основанием для ограничения родительских прав является то, что Владимир ранее проживал в интернате. В 2013 г. такой же иск был заявлен против Светланы, чтобы не дать ей возможности забрать ребенка из детского дома. Все это время, уже почти пять лет, родители Ольги приходят к ней в детский дом и обещают забрать ее домой. И все эти пять лет родители пытаются доказать государству, что они – такие же люди, как и все остальные родители, которых никто не спрашивает, могут ли они воспитывать детей.

На этой неделе Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга рассмотрит иски об отмене ограничения родительских прав Владимира и об ограничении родительских прав Светланы. РООИ «Перспектива» оказывает юридическую помощь родителям, добиваясь признания недопустимости дискриминации инвалидов на том основании, что у них есть снижение интеллекта и история проживания в психоневрологическом интернате. Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге изучает обращение эксперта РООИ «Перспектива», адвоката Дмитрия Геннадьевича Бартенева в защиту Ольги, лишенной права расти в семье любящих родителей по причине их инвалидности. Ратифицировав в мае 2012 г. Конвенцию о правах инвалидов, Россия взяла на себя обязательство не разлучать детей и родителей по причине их инвалидности. В настоящем деле РООИ «Перспектива» стремится показать, что государство, исходя из требований Конвенции, должно предоставить инвалидам поддержку в реализации их родительских прав.

Источник: http://tribuna.ru/news/good/

Почитать еще
№21 июль 2013
№18 апрель 2013
№15 октябрь 2012