«Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
Владимир Мономах

 
17 Октября 2010, 12:00

ДАРИТЕ УДОЧКИ

Антуан де Сент-Экзюпери как-то мудро заметил: «Если ты не можешь накормить всех голодных кошек во всем мире, накорми только ту, которая пришла к твоему порогу. Этого достаточно». Лучше и не скажешь. Мы порой не понимаем, что для доброго дела достато

ДАРИТЕ УДОЧКИ

Речь веду я вовсе не о высоких материях, а всего лишь о простых, совсем приземленных чувствах. Как было бы хорошо, если бы человек уважал других людей, и как совсем было бы неплохо, если бы он преодолел в себе высокомерие, порой граничащее с идиотизмом. Я понимаю, что в мире встречаются такие формы жизни, такие ничтожества, облаченные в человеческие одежды, что их уже не переделаешь, да и не стоит. Но существуют же другие, а их больше половины человечества, наконец, мы с вами, которые обязаны и могут жить по законам морали и чести. Это не означает, что надо быть ханжой и снобом, а всего лишь подразумевает не творить зло и не быть безразличными к чужим бедам. В общем, творить добро. Вот и все.

Теперь о другом. В нас долгие годы убивали чувства милосердия и благотворительности. Раньше делалось это на государственном уровне. Во втором издании Большой Советской энциклопедии, выпущенной в 1950-м, понятие «благотворительность» определялось следующим образом: «Помощь, лицемерно оказываемая представителями господствующего класса эксплуататоров общества некоторой части неимущего населения, с целью обмана трудящихся и отвлечения их от классовой борьбы». Бред, который даже сивой кобыле в страшном сне вряд ли приснится. Однако в те тяжелые годы чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные. Но даже насаждающийся страх не смог окончательно добить в людях чувство милосердия и сострадания. В годы Великой Отечественной войны, в полуголодной окопной жизни было трудно даже представить, чтобы кто-то прошел мимо при виде раненого бойца. Под градом пуль помогали, тащили, подвозили. И после войны у людей сохранились самые добрые чувства взаимопомощи. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены!

Сегодня ситуация иная. Государство старается во многом поощрять милосердие и благотворительность. Это вполне понятно, ведь этим государство с себя снимает определенные обязательства, тем более что по большому счету благотворительность имеет отношение не столько к нему, сколько к гражданскому обществу, охватывая те сферы жизни, которые государству в принципе недоступны. Более того, благотворительные организации и волонтеры сегодня своей деятельностью во многом дублируют функции государства: оплачивают дорогостоящее лечение тяжелобольным, помогают малообеспеченным семьям, ремонтируют детские дома и так далее.

А так, если говорить начистоту, то наивно ждать от государства, то есть от чиновников, сочувствия и сострадания ко всем и каждому. Оно даже свои прямые обязательства не очень-то выполняет. Я имею в виду нормальное пенсионное обеспечение, а тут… В общем, размечтались, и хватит. И, наконец, господа, если у вас есть возможность и желание проявить милосердие, то «подарите человеку не рыбу, а удочку», – говорят добрые люди.

Источник: http://tribuna.ru/news/good/

Почитать еще
№21 июль 2013
№18 апрель 2013
№15 октябрь 2012