«Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
Владимир Мономах

 
17 Сентября 2010, 12:00

Духовная потребность

О проблемах семьи и не только любезно рассказала президент всероссийского благотворительного фонда «Семья России», заместитель председателя Комитета ГД РФ по делам общественных и религиозных организаций Алла КУЗЬМИНА.

Духовная потребность

– Как возникла идея создания фонда «Семья России»?

– Идею создания фонда я вынашивала достаточно долго. Возникла она в результате большой благотворительной программы «Здоровье и духовность нации». Она была создана совместно с РАМН, учеными и педагогами в 1995 году. Вначале программа носила чисто научный характер и подразумевала воспитание подрастающего поколения здоровыми, духовно-нравственными людьми. Однако чем ближе я сталкивалась с проблемами молодежи, тем больше осознавала: да, школа, да, институт, но ведь человек формируется в первую очередь в семье, как же обстоят там дела? И как философ по образованию, решила заняться более глубоко этой проблематикой.

Для меня стало очевидно, что нужна организация, которая будет целенаправленно заниматься работой по изучению и укреплению института семьи в нашей стране. В 2003 году был создан благотворительный фонд «Семья России».

Фонд разрабатывает образовательные программы, которые стараемся внедрять в школы. Издает научно-исследовательскую литературу по вопросам семьи и воспитания; поддерживает научные исследования в области семейных отношений, участвует в общенациональном проекте «Здоровый город – здоровье нации».

Но самое главное, фонд осуществляет пропаганду семейных ценностей. Мы каждый год ищем интересные семьи в России, чтобы презентовать их нашему обществу, чтобы люди понимали, что, несмотря на трудные условия жизни, поколенческие традиции живут. В Кремле проводим ежегодные мероприятия – «Семья России», где и представляем такие семьи.

Это внешняя сторона медали. А ежедневно – это, конечно, постоянная работа с теми семьями, которые элементарно нуждаются в правовой защите. Помогаем им материально.

– Вы некоммерческая организация, однако понятно, что на осуществление ваших проектов нужны деньги.

– Изначально «Семья России» существовала только на средства учредителей. Затем, конечно, появились и благотворители, которые стали активно работать с фондом. С нами сотрудничают те люди и те организации, которые заинтересованы в укреплении семейных ценностей, традиций. Так уж получалось, что костяк наших меценатов – это строительные организации. Несколько лет мы получаем президентский грант. Когда я занималась бизнесом, то, соответственно, это были и мои личные вложения.

– Разрабатываете ли в настоящее время какие-нибудь новые проекты? Что сейчас вас волнует больше всего?

– На сегодня фонд заинтересовала проблема так называемых непохожих на других детей, детей, страдающих аутизмом и синдромом Дауна. Что делать с ними? Как создать такие условия в семье, чтобы и дети, и родители были социально адаптированы в общество, чтобы они не превращались просто в нянек? Как создать условия образования для этих детей? Мы думаем сейчас над программой создания реабилитационных центров для детей и для взрослых в том числе.

Проблема очень серьезная. Понимаете, одно дело, когда родители отказались от такого ребенка, и заботу на себя взяло государство, а совсем другое, если они, то есть родители, оставили его в семье. Вот тут-то и начинаются проблемы. Представьте себе, для таких детей нет специального медицинского учреждения, их просто ставят на учет в обычной поликлинике. А ведь им требуется специальное медицинское обслуживание. Нет специальных детских садов, нет специальных школ. Мы приняли закон об инклюзивном образовании (детей с особыми потребностями. – В.Я.), подразумевая, что все эти дети вольются в систему общеобразовательной школы. В результате это травмировало не только их, но и здоровых детей, с которыми им пришлось учиться. Это сказалось и на педагогах, потому что они работают под определенные образовательные стандарты, а эти дети под них не подпадают. Им нужен особый подход, нужны особые педагоги. Нет у нас и специализированных факультетов ни в университете, ни в педагогических и иных вузах, которые могли бы готовить специалистов по работе с такими детьми. Вот те основные проблемы, которые на сегодня существуют по всей стране.

Но есть и другая немаловажная проблема. Если у семьи нет условий воспитания детей с ограниченными возможностями, то в конечном итоге начинают сдавать нервы у одного из родителей, кто-то из них не выдерживает и уходит, ну а кто-то остается сиделкой. В итоге семья распадается.

– Но есть же хороший опыт на Западе, почему бы нам не перенять его?

– Мы и перенимаем. Более того, мы с ними сотрудничаем. Хочу сказать, что те центры, которые есть на сегодня у нас в стране, существуют на зарубежные гранты. К сожалению, получается так, что у нашего государства нет на это денег и грантов, нет их и у наших меценатов, а вот у них есть. И они готовы нам помогать и помогают.

Я вот что еще хочу сказать. В том, что у нас сложилась такая ситуация, виновато опять-таки наше воспитание. Нас с детства никто особо не приучал к толерантности, тогда как на Западе эта нравственная категория весьма активно внедрялась. Вот и результат.

– Вы дочь известного политика, советника президента России Владимира Шевченко. Скажите, помогает ли вам это в работе?

– Моя семья – это мои единомышленники, и то, что я делаю, – это продолжение их работы на благо Отечества. А когда идет речь о таком общенациональном проекте, как наш, то здесь не только члены семьи, но и друзья проникаются этой проблемой и помогают.

К слову. Я хорошо понимаю, что состоялась благодаря своей семье, тем семейным традициям, которые царили у нас. Это основа всего. Вообще у меня очень интересная семья, ее история уходит глубокими корнями в историю России. В нашем роду были и архимандрит, и земские врачи, и педагоги. Вот такая вот у меня семья.

– Что для вас благотворительность?

– Для меня это просто человеческая, духовная потребность. Я уже не могу без этого.

Источник: http://tribuna.ru/news/good/

Почитать еще
№21 июль 2013
№18 апрель 2013
№15 октябрь 2012