«Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
Владимир Мономах

 
17 Сентября 2010, 12:00

Тайны Китайского дворца

Уникальный памятник стиля рококо реставрируется под Санкт-Петербургом. Среди пригородов Северной столицы есть один, совершенно особый. Это Ломоносов, в котором расположен Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» (до 1948 года так назывался весь горо

Тайны Китайского дворца

Любимая игрушка императрицы

Хозяевами Ораниенбаума в разное время были светлейший князь Александр Меншиков, императрица Екатерина II, наследники российского престола великий князь Петр Федорович (будущий император Петр III) и великий князь Александр Павлович (будущий Александр I). Каждый из них оставил здесь свой след, о каждом напоминают архитектурные памятники. Особняком стоит Китайский дворец, входящий в ансамбль собственной дачи Екатерины II. Это не дворец в прямом смысле слова. Скорее павильон для приемов, который использовался всего несколько раз в году. Но при этом Китайский дворец («драгоценная шкатулка» и «любимая игрушка» великой императрицы) был объектом искреннего восхищения для современников и предметом гордости самой Екатерины. Весь он был построен и обставлен так, чтобы поразить воображение любого гостя.

Тайны Китайского дворцаГенеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» (ансамбль Ораниенбаума входит в его состав на правах филиала) Елена Кальницкая может говорить о Китайском дворце долго. С гордостью – о сохраненных сокровищах. С тревогой – о трудностях, которые приходится преодолевать в процессе реставрации. С благодарностью – о тех, кто помогает в этом непростом деле.

– Мы ведем очень дорогие и сложные работы по реставрации музейных предметов. В Китайском дворце стоят два мозаичных стола, которые были сделаны в поселке Усть-Рудица, на фабрике, принадлежавшей Михаилу Ломоносову. Это столы из смальты. Их художественная ценность столь высока, что когда их впервые увидела, была просто поражена. Реставрация этих двух столов будет стоить четыре миллиона. Сейчас мы запросили эти деньги в Министерстве культуры по целевой программе. Надеемся их получить. Но это всего лишь два предмета, а их сотни… Именно поэтому финансовая помощь от спонсоров так важна.

Дворец в луже

«Газпром», понимая высокую значимость реставрационных работ и проявляя заботу о национальном историческом достоянии, выделил на реставрацию Китайского дворца средства. Это позволило провести сложнейшие операции, от которых зависело, как долго сохранится памятник. Дело в том, что, будучи построен как летний павильон, Китайский дворец не имеет фундамента, то есть стоит прямо на земле. Точнее – на воде, так как под зданием постоянно скапливается влага.

– Когда эти работы начались, я не представляла, что это будет так тяжело, – вспоминает Елена Кальницкая. – По Китайскому дворцу имелись десятки томов обследований и практически никаких толковых решений. Что делать со зданием, которое стоит практически без отопления, да еще и прямо на земле? Подполья здесь есть, но они очень небольшой высоты – всего 60 см. К тому же в XIX веке там сделали дополнительные своды, очевидно, усиливающие конструкцию. Может быть, думали, что из-за них меньше воды будет стоять. Вот эти полукруглые своды делали подполья абсолютно недоступными для эксплуатации. В Европе в таких случаях поступают просто: роют яму под зданием и делают нормальное подполье в человеческий рост. Мы это видели в Швеции. У нас так не принято, в России очень жесткое законодательство о сохранении культурного наследия, мы не можем внедряться в памятник. Значит, нам для работы оставались только эти 60 см. Пришлось даже придумать и разработать конструкцию специальной тележки. Человек будет на ней передвигаться и обслуживать здание, открывать «продыхи», чтобы уходила влага.

Тайны Китайского дворцаДиректор музея признается, что у нее бывали периоды полного отчаяния, когда казалось, что справиться с проблемами Китайского дворца невозможно. Ведь реставраторам приходилось вступать в ежедневное единоборство с природой. Но сейчас у них уже есть конструктивные планы по борьбе с опасной сыростью. Специалисты полагают, что все дело в песчаной линзе, через которую вода идет от расположенного неподалеку Китайского пруда прямо под одну из стен дворца. Сейчас уже готов проект гидроизоляции здания, и предложена так называемая «система отсечки». Между прудом и Китайским дворцом в землю вкопают специальную завесу, которая не пропустит воду к зданию. И это – лишь одна из задач, которые требуется решить для того, чтобы Китайский дворец предстал перед посетителями во всем великолепии екатерининской эпохи. И путь к этому уже не кажется бесконечным и непроходимым.

Вышивка из стекла

Хотя сокровищем является само здание, важно позаботиться и о том, что скрывают залы Китайского дворца. И здесь опять-таки приходится проявлять чудеса находчивости и профессионализма. Проблемой оказывается буквально все. К примеру, реставрация паркета. Оказалось, что выносить его из дворца категорически нельзя – дерево настолько привыкло к определенному температурно-влажностному режиму, что в изменившихся условиях его запросто может «повести», что означало бы катастрофу. Пришлось устраивать временные мастерские прямо в реставрируемых залах.

Но, пожалуй, одной из самых непростых составляющих реставрации стала консервация легендарного Стеклярусного кабинета. Сейчас практически завершен большой этап работ, и можно смело говорить, что реставраторами совершено настоящее чудо. Они подарили декоративным панно, вышитым стеклярусом по тканевой основе, второе рождение.

В Стеклярусном кабинете Екатерина II любила начинать приемы для гостей. Равнодушным не мог остаться никто, так как панно такого размера (около 3,5 на 1,5 метра) были совершенно уникальны для Европы. Придворные золотошвеи под руководством приглашенной французской мастерицы Марии де Шель вышивали 12 полотен около двух лет. Сам же стеклярус (тоненькие стеклянные трубочки, которые нанизывались на нить) изготавливался неподалеку, в Усть-Рудице, на уже упоминавшейся фабрике Михаила Ломоносова.

– Стеклярусная комната – прелюбопытнейшая игрушка XVIII века, – вновь рассказывает Елена Кальницкая. – Это в полной мере европеизированный памятник русского искусства. Очень красивые декоративные композиции – птицы, цветы, узоры… Они висели на стенах, и со временем стеклярус немного потемнел. Ведь здесь же постоянно горели свечи, на всем оседала копоть, стекло потускнело, нитки запачкались. И в середине XIX века, чтобы подновить, их взяли и покрасили. И панно стали довольно яркими, полихромными. Совсем не такими, как при Екатерине II.

Вот эту задачу и пришлось решать реставраторам: как вернуть панно, вытканным из мельчайших стеклянных деталей, их изначальный цвет. Ответ крылся в старой русской пословице: «Терпение и труд все перетрут». Прежде всего, полотна бережно сняли со стен и перевезли в реставрационные мастерские Государственного Эрмитажа, где им был обеспечен подобающий уход. А потом – ниточка за ниточкой, трубочка за трубочкой – панно аккуратно промывали так, чтобы удалить не только копоть и верхний слой поздней краски. Попутно были отремонтированы те места, где стеклярус осыпался с ветхих ниток. В каком-то смысле можно сказать, что реставраторы Эрмитажа повторили трудовой подвиг русских золотошвей XVIII века. В результате панно предстали в совершенно новом свете. На смену ярким, резковатым цветам пришли мягкие оттенки серебра, переливающиеся на свету, будто нетающие льдинки.

– Все просто ахнули, потому что такую красоту просто нельзя было себе представить, – продолжает свой рассказ Елена Яковлевна. – Мы планируем в декабре показать стеклярусные панно в Эрмитаже. А после этого они вернутся в Китайский дворец. И нам обязательно нужно, чтобы здесь им ничего не повредило. Прежде всего – чтобы температурно-влажностный режим в здании поддерживался на должном уровне. Так что будем обсуждать вопрос о протапливании зимой помещений Китайского дворца. Топить собираемся не до комнатной температуры, а до плюс 5–8 градусов. Это все непросто, потому что это здание более двухсот лет живет совершенно по-особому.

Друзья всегда помогут

Да, впереди еще много дел и забот. В 2011 году город Ломоносов будет праздновать свой юбилей – 300 лет со дня основания. Соответственно, праздник придет и в Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум». К этому времени должны быть полностью отреставрированы и представлены зрителям четыре зала Китайского дворца. Встретит посетителей во всем своем великолепии и Стеклярусный кабинет. Все это стало возможным благодаря самоотверженному труду реставраторов Лаборатории реставрации тканей Государственного Эрмитажа (руководитель

М.В. Денисова) и финансовой помощи меценатов. В июне нынешнего года дирекция ГМЗ «Петергоф» объявила о создании «Общества друзей Петергофа», в которое вошли те, кто оказывает поддержку музею в его непростой деятельности. Одним из первых в клуб был принят генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Георгий Фокин. И со стороны музея это не просто вежливый жест.

– Просить деньги – дело тяжелое, – признается Елена Кальницкая. – Я вообще человек независимый, поэтому для меня каждый раз просить – это непросто. Именно поэтому я так благодарна Георгию Анатольевичу Фокину, который нас слушает и, самое главное, слышит, и хочет понять, потому что в нашем сегодняшнем, довольно жестоком мире партнеры далеко не всегда прислушиваются друг к другу. Когда тебя понимают – это очень-очень важно. И когда люди, с которыми ты работаешь, тебе доверяют – это залог успеха.

Источник: http://tribuna.ru/news/good/

Почитать еще
№21 июль 2013
№18 апрель 2013
№15 октябрь 2012