«Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
Владимир Мономах

 
17 Сентября 2010, 12:00

Госзаказ на благотворительность

В историческую эпоху, которую мы обозреваем в настоящей статье, произошли кардинальные изменения. Постепенно стал намечаться переход благотворительной деятельности из сферы поступков отдельных личностей в круг государственных обязанностей.

Госзаказ на благотворительность

Становление

Как это ни может показаться парадоксальным, но с воцарением Ивана Грозного в России впервые стали зарождаться пока еще хрупкие зачатки системы общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи. Так, были предприняты определенные меры, направленные на узаконение благотворительности в рамках государственной политики. В частности, по указанию царя были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткие сроки был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. 

Созванный в 1551 году по инициативе Ивана Грозного Стоглавый собор постановил проводить перепись нуждающегося люда и учреждать в крупных городах богадельни. Также был определен перечень средств на их содержание. Однако эти решения в полной мере выполнить не удалось. Войны и опричнина сделали свое дело, казна оказалась пустой. В результате число нищих и убогих стало расти повсеместно, лишь немногие счастливчики могли надеяться на обретение крова и еды при монастырях и в частных богадельнях.

Но и это не все. В 1601 году, уже при царствовании Бориса Годунова, из-за неурожая в стране начался голод и мор, который повторялся следующие два года. Толпы людей стали стекаться в Москву. Голодных становилось все больше и больше, и было это связано с тем, что многие бояре были вынуждены отпустить на волю свою челядь, дабы не кормить ее. Чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию, государь запретил винокурение и пивоварение, на которые шло зерно, велел бить кнутом перекупщиков, а изъятые у них запасы хлеба продавать по низкой цене. На государственные деньги для Москвы был закуплен хлеб, который раздавали голодающим. Более того, Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. В своем стремлении помочь горожанам, и не только им, он раздавал нуждающимся деньги как из казенных средств, так и своих. К сожалению, благие дела Годунова не были оценены современниками соответственно. 

Милостивый муж

Приход Романовых к власти ознаменовал открытие новой страницы в истории российской благотворительности. Михаил Федорович, первый из царей этой династии, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году он пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для строительства нового Покровского мужского монастыря (в настоящее время женский ставропигиальный монастырь у Покровской заставы в Москве).

При его сыне Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных. Накануне церковных или иных праздников царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Будучи очень религиозным человеком, он занимался благотворительностью не от случая к случаю. Так, в царском дворце на полном пансионе постоянно жили богомольцы, юродивые, странники. Его примеру следовали приближенные, духовенство, знатные горожане.

Наиболее видным московским благотворителем был близкий советник царя – Федор Ртищев, получивший от современников за свои нравственные качества и благотворительную деятельность прозвище «милостивого мужа». Он первым в России предпринял серьезную попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войны с Речью Посполитой и Швецией он организовал ряд больниц для раненых солдат. При этом лечили в них не только русских, но и пленных польских и шведских солдат. Более того, Ртищев на свои и государственные деньги выкупал русских солдат из плена. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, пожилых и, представьте себе, даже пьяниц, которых свозили в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни. И все это Федор Ртищев организовывал в основном на собственные деньги. «Больницы Федора Ртищева» продолжали существовать на частные пожертвования и после его смерти. К слову, значительную сумму ему передала царица Марья Ильинична.

Особенно ярко проявилась его благотворительность в 1671 году, во время сильного голода в Вологде. Он послал вологодскому архиепископу Симону 200 мер хлеба, а затем 900 рублей серебром и 100 золотых, вырученных, главным образом, от продажи своего имущества, включая одежду и утварь. Еще пример. Недалеко от Арзамаса Ртищев владел большим участком земли. Узнав, что эта земля нужна городу для собственных нужд, а у арзамасцев нет средств на ее приобретение, Ртищев взял да и подарил им эту землю. Вот такой удивительный человек жил на Руси в стародавние времена!

В царствование Федора Алексеевича был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. При нем же в Москве открылись две богадельни. К началу правления Петра Великого их в столице уже насчитывалось около 10.

Кормовых денег не давать

Несомненно, революционными можно назвать попытки Петра I построить благотворительную деятельность в России на европейский лад. Он уделял много внимания милосердию, устройству больниц, богаделен, разного рода приютов. В то же время он первым из российских правителей объявил суровую «войну» профессиональному, то есть притворному нищенствованию, приносящему государству как моральный, так и экономический вред. Еще на заре своего правления по его указу от 1691 года за такие деяния полагалось наказание вплоть до ссылки в Сибирь. Что касается милостыни, то ее предписывалось передавать непосредственно в учреждения, где содержались убогие и нищие. В целом же начиная с конца XVII века государственная политика постепенно стала заменять главенствующую роль церкви в вопросах заботы о нуждающихся.

Уже в 1700 году по настоянию царя в России начали строить богадельни лишь для стариков, инвалидов и беспризорных детей: «молодым и здоровым кормовых денег не давать, и от кормовых денег им отказать». Воеводам Петр вменил в обязанность «приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов смирительных и домов прядильных для людей праздношатающихся и им подобных». В 1706 году произошло знаменательное событие. Митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют для незаконнорожденных детей. Петру это очень понравилось. Были выделены на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в других городах России были открыты подобные приюты. В 1710 году государь приказал провести ревизию всех богаделен и немедленно выселить из них тех, кто имел семьи и знал ремесла.

Петр также был инициатором создания системы светских благотворительных заведений – гошпиталей, содержавшихся на частные пожертвования (для примера, он сам жертвовал на эти цели до трети своего жалованья) и объединявших в себе черты больницы, богадельни и сиротского дома. В 1712 году вышел его указ «Об учреждении во всех губерниях гошпиталей», в котором предписывалось «учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелых; также прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены». Впервые же они появились в 1715 году. Однако еще долго большая часть требующих попечения стариков, детей и инвалидов, видимо, по привычке распределялась по монастырям. 

В конце жизни Петр решил вновь попробовать провести в стране перепись нуждающихся для выяснения их количества и распределения по разрядам. Однако из-за его смерти этой идее не суждено было осуществиться.

Борьба с нищенством, правда, с меньшим успехом продолжалась и после Петра. При императрице Анне Иоанновне в стране разразился голод, что, естественно, вызвало резкий рост числа голодающих. В 1736 году правительство вынуждено было признать, что указы против бродяг малоэффективны и их число растет, «и все люди способны работать». Таких людей в наказание стали забирать на казенные работы, а тех, кто не был наказан, – на военную службу.

Такие вот были времена. А впереди уже маячила новая эпоха – эпоха Екатерины Великой. При ее царствовании стал формироваться принцип объединения усилий государства и частной благотворительности в создании новой социальной системы – Приказов общественного призрения. Об этом и о других веяниях конца XVIII и начала XIX веков читайте в следующем номере нашего издания.

Источник: http://tribuna.ru/news/good/

Почитать еще
№21 июль 2013
№18 апрель 2013
№15 октябрь 2012