«Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
Владимир Мономах

19 Мая 2020, 18:58

ЧЕЛОВЕК совести и души

Сегодня, 19 мая, мы молитвенно вспоминаем день рождения Государя Императора Николая II Александровича. В связи с этим мне кажется, уместным привести слова Уинстон Черчилль «… Вмешивается темная рука, сначала облеченная безумием. Царь сходит со сцены. Его и всех Его любящих предают на страдание и смерть. Его усилия преуменьшают; Его действия осуждают; Его память порочат… Остановитесь и скажите: а кто же другой оказался пригодным? В людях талантливых и смелых; людях честолюбивых и гордых духом; отважных и властных - недостатка не было. Но никто не сумел ответить на те несколько простых вопросов, от которых зависела жизнь и слава России. Держа победу уже в руках, она пала на землю, заживо, как древле Ирод, пожираемая червями».

 ЧЕЛОВЕК совести и души
Родился будущий император 19 мая 1868 года в Царском Селе. Крестил новорожденного духовник императорской семьи протопресвитер Василий Бажанов в Воскресенской церкви Большого Царскосельского дворца 20 мая того же года; восприемниками были: Александр II, королева Датская Луиза, наследный принц Датский Фридрих, великая княгиня Елена Павловна.
 ЧЕЛОВЕК совести и души
С детства будущий Император отличался благочестием и нерушимой верой в идеалы православной самодержавной законной наследственной монархии. В 1890 году Цесаревич Николай Александрович совершил путешествие на Дальний Восток, посетив по пути Вену, Триест, Грецию, Египет, Индию, Китай, Аннам и Японию. Счастливо избегнув покушения в г. Отсу, когда японский фанатик пытался зарубить его саблей, Наследник вернулся в Санкт-Петербург через Сибирь, где заложил Сибирскую железную дорогу и ознакомился с условиями содержания ссыльных.
 ЧЕЛОВЕК совести и души
 ЧЕЛОВЕК совести и души
20 апреля 1894 года состоялась помолвка Николая II. Его отец Александр III долго противился этому событию, но, наконец, уже на смертном одре дал согласие на брак сына с принцессой Гессенской Алисой, впоследствии нареченной Александрой Федоровной.
 ЧЕЛОВЕК совести и души
 ЧЕЛОВЕК совести и души
Николай II влюбился в Алису в 16 лет и ждал 5 лет заключения брака. Их взаимная любовь – это пример подражания на все века. Вот, что писала императрица: «Любовь - это единственное на земле, что мы никогда не теряем. Это как холодная река, которая становится шире и глубже, приближаясь к морю, и которая заставляет зеленеть все поля. Там, где она протекает, распускаются прекрасные цветы. Когда-то давно она протекала через рай и её называли Рекой Жизни. Да, действительно, любовь - это величайшее благо на земле. И достоин жалости тот, кто её не знает».
 ЧЕЛОВЕК совести и души
 ЧЕЛОВЕК совести и души
Николай II вступил на престол после безвременной кончины Александра III 20 октября/2 ноября 1894 года. Его коронация 14/27 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля была омрачена катастрофой на Ходынском поле, повлекшей гибель свыше тысячи человек, задавленных толпой. Государь тяжело переживал случившееся и распорядился выдать каждой осиротевшей семье по 1000 рублей.
 ЧЕЛОВЕК совести и души
 ЧЕЛОВЕК совести и души
Полный титул Николая II, как императора звучал следующим образом: «Божиею поспе́шествующею милостию Николай Вторы́й, император и самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; царь Казанский, царь Астраханский, царь Польский, царь Сибирский, царь Херсонеса Таврического, царь Грузинский; государь Псковский и великий князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; государь и великий князь Новагорода низовския земли́, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея Северныя страны́ повелитель; и государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли́ и области Арменския; Черкасских и Горских князей и иных наследный государь и обладатель, государь Туркестанский; наследник Норвежский, герцог Шлезвиг-Голштейнский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая».
 ЧЕЛОВЕК совести и души
 ЧЕЛОВЕК совести и души
 ЧЕЛОВЕК совести и души
По сей день встречаются  придурковатые  т.н. историки или политологи, которые продолжают придерживаться  навязанной еще коммунистическим режимом точки зрения, что якобы Николай II являл собой безвольного царя, совершенно не приспособленного к управлению государством. Один такой публицист - Александр Разуваев – назвал царя-мученика «царем-овощем». Тем самым нанес оскорбление не только  Государю и нам, но и всей Русской Православной Церкви причислившей Царя и его семью к лику святых. К сожалению, приходиться констатировать, что видимо умственные способности г-на Разуваева, резко остановились в своем развитии на уровне одноклеточного организма, так и не достигнув хотя бы «двух клеточного» состояния. Я уже не говорю о его нравственности, которая  напрочь отсутствует у этого г-на. Увы, но такие деятели еще встречаются в современной России, как рудименты большевистского прошлого.
 ЧЕЛОВЕК совести и души
Вот и получается, что даже сегодня, одним из самых незаслуженно оболганных российских правителей остается Николай II. Постараемся  вкратце отметить достижения России в эпоху царствования последнего императора.
 ЧЕЛОВЕК совести и души
Но прежде. Как однажды заметил англо-американский биограф Николая II Роберт Мэйси, в Англии, где основное качество монарха состоит в том, чтобы быть «хорошим человеком», что автоматически означает быть «хорошим королем», Николай II был бы замечательным монархом. Ну а если судить по русским, православным понятиям он был человеком совести и души, истинным христианином, такой же была и его жена - Александра Федоровна.
 ЧЕЛОВЕК совести и души
Всю жизнь императора и его супругу волновали три важнейших идеи: идея всеобщего мира, идея торжества православия, идея процветания и величия России. Переплетаясь с трогательной и необыкновенно красивой любовью друг к другу и детям, эти идеи были главным ядром их существования, за которое они и положили свою жизнь.
 ЧЕЛОВЕК совести и души
И так: 12/(24) августа 1898 года Николай обратился с нотой к европейским Дворам, предложив сократить вооружения и создать международный орган для разрешения конфликтов. Многие не знают, что созванная по его инициативе 1899 году Конференция в Гааге завершилась учреждением существующего по сей день Международного Трибунала. Только один этот исторический почин дает ему право на бессмертие.
 ЧЕЛОВЕК совести и души
Идея торжества православия выражалась у царской четы в подвижнической деятельности развития церкви. Царь лично занимался внутренними делами церкви, способствовал канонизации святых. За время царствования Николая II было построено столько же церквей, как и за весь предшествующий век. Много времени императорская семья посвящала улучшению жизненных условий священнослужителей, многие из которых, особенно сельские батюшки, жили очень бедно. Активно велась миссионерская работа в Сибири, Средней Азии.
 ЧЕЛОВЕК совести и души
 ЧЕЛОВЕК совести и души
В 1894 году, в начале царствования Императора Николая II, в России населения насчитывалось порядка 122 миллионов жителей. 20 лет спустя, накануне 1-ой Мировой войны, народонаселение её увеличилось более чем на 50 миллионов; таким образом, в Царской России население возрастало на 2.400.000 в год. И если бы не случилось революции в 1917 г., то к 1959 году оно должно было бы достигнуть 275.000.000.
 ЧЕЛОВЕК совести и души
 ЧЕЛОВЕК совести и души ЧЕЛОВЕК совести и души
Время царствования Николая II является периодом самых высоких в истории СССР и современной России темпов экономического роста. За 1880-1910-е годы темпы роста продукции российской промышленности превышали 9% в год. По темпам роста промышленной продукции и по темпам роста производительности труда Россия вышла на первое место в мире, опередив стремительно развивающиеся Соединенные Штаты.
 ЧЕЛОВЕК совести и души
 ЧЕЛОВЕК совести и души
По производству главнейших сельскохозяйственных культур Россия вышла на первое место в мире, выращивая больше половины мирового производства ржи, больше четверти пшеницы и овса, около двух пятых ячменя, около четверти картофеля. Россия стала «житницей Европы». На нее приходилось две пятых всего мирового экспорта крестьянской продукции.

Экономическая политика правительства Николая II строилась на началах создания режима наибольшего благоприятствования всем здоровым хозяйственным силам путем льготного налогообложения и кредитования, содействия организации всероссийских промышленных ярмарок, всемерного развития средств сообщения и связи.

Император Николай II придавал большое значение развитию железных дорог. Еще в юности он участвовал в закладке (а позднее активно содействовал строительству) знаменитой Великой сибирской дороги, большая часть которой строилась в его царствование. В Царской России в период с 1880 по 1917 гг., т.е. за 37 лет, было построено 58.251 км. За 38 лет советской власти, т.е. к концу 1956 г., было построено всего лишь 36.250 км. железных дорог.

Подъем промышленного производства в царствование Николая II в значительной степени связан и с разработкой нового фабричного законодательства, одним из активных создателей которого являлся сам Император, как главный законодатель страны. Целью нового фабричного законодательства было, с одной стороны, упорядочить отношения между предпринимателями и рабочими, с другой - улучшить положение трудящегося люда, живущего промышленным заработком.
 ЧЕЛОВЕК совести и души
Быстрое развитие уровня промышленного и сельскохозяйственного производства вкупе с положительным торговым балансом позволило России в течение царствования Николая II иметь устойчивую золотую конвертируемую валюту, о которой сегодня мы можем только мечтать, глядя на золотые николаевские десятирублевки. Законом 1896 года, в России была введена золотая валюта, причём Государственному Банку было предоставлено выпускать 300.000.000 рублей кредитными билетами не обеспеченными золотым запасам. Но правительство не только никогда не воспользовалось этим правом, но, наоборот, обеспечило бумажное обращение золотой наличностью более чем на 100%.

Не очень успешная для России война с Японией 1904-1905 годов и революция 1905-1907 годов потрясли основы Империи. Но с подавлением смуты государство начало вновь укрепляться. Премьер-министр Петр Столыпин сумел навести порядок и по воле Императора начал аграрную реформу, направленную на уничтожение изжившей себя общины и создание крепких крестьянских хозяйств.
 ЧЕЛОВЕК совести и души
 ЧЕЛОВЕК совести и души
К одним из первых актов Императора Николая II было распоряжение о выделении значительных сумм денег для оказания помощи нуждающимся ученым, писателям и публицистам, а также их вдовам и сиротам (1895 г.). Заведование этим делом Император поручил специальной комиссии.

Это всего лишь малая часть, того что сделал император всея Руси Николай II. Чтобы перечислить и описать все, понадобиться отдельная, большая публикация. И вот в чем парадокс - чем больше делал Царь на благо Отечества, тем сильнее раздавались голоса его противников.

Ведется организованная, целенаправленная клеветническая кампания, призванная дискредитировать его. Темные разрушительные силы не гнушаются ничем, в ход идут самые подлые, самые грязные, самые нелепые обвинения - от шпионажа в пользу немцев до полного морального разложения.

Под разлагающим влиянием деструктивных организации все большая часть образованного общества России отторгается от российских традиций и идеалов и принимает сторону этих разрушительных сил. Царь Николай II и эта разрушительная часть образованного инородного общества живут как бы в разных мирах. Император - в Духовном мире коренной России, его противники - в мире ее отрицания и дискредитации.

Подчеркивая суть трагедии русского Императора, следует констатировать, что именно в его царствование созрели плоды ядовитого дерева отрицания русской культуры и традиции, которые мы пожинаем и сегодня.

Не его вина, а его беда, что созревание ядовитых плодов, именуемых ныне «революцией», произошло в его царствование. Строго говоря, это была не революция, ибо основным содержанием событий, последовавших после 1917 года, стала не социальная борьба (хотя она и велась, но для отвода глаз), а борьба людей, лишенных русского национального сознания против национальной России. В этой богоборческой борьбе русский Царь должен был стать первой жертвой и погибнуть первым.

Судите сами. Царь стремится сохранить и умножить национальную русскую культуру, разрушительные элементы призывают ее уничтожить. Царь организует оборону страны от смертельного врага, разрушительные элементы призывают к поражению России в этой войне.

Весьма интересна достаточно глубокая оценка событий, происходивших накануне гибели русского Императора, данная Уинстоном Черчиллем в его книге «Мировой кризис 1916-1918». Вот некоторые выдержки:

«Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Ее корабль пошел ко дну, когда гавань была в виду. Она уже перетерпела бурю, когда все обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Отчаяние и измена овладели властью, когда задача была уже выполнена. Долгие отступления окончились; снарядный голод побежден; вооружение притекало широким потоком; более сильная, более многочисленная, лучше снабженная армия сторожила огромный фронт; тыловые сборные пункты были переполнены людьми. Алексеев руководил армией и Колчак — флотом. Кроме того, никаких трудных действий больше не требовалось: оставаться на посту; тяжелым грузом давить на широко растянувшиеся германские линии; удерживать, не проявляя особой активности, слабеющие силы противника на своем фронте; иными словами — держаться; вот все, что стояло между Россией и плодами общей победы».

«…В марте Царь был на престоле; Российская империя и русская армия держались, фронт был обеспечен и победа бесспорна».

«Согласно поверхностной моде нашего времени, царский строй принято трактовать, как слепую, прогнившую, ни на что не способную тиранию. Но разбор тридцати месяцев войны с Германией и Австрией должен бы исправить эти легковесные представления. Силу Российской империи мы можем измерить по ударам, которые она вытерпела, по бедствиям, которые она пережила, по неисчерпаемым силам, которые она развила, и по восстановлению сил, на которое она оказалась способна».

«В управлении государствами, когда творятся великие события, вождь нации, кто бы он ни был, осуждается за неудачи и прославляется за успехи. Дело не в том, кто проделывал работу, кто начертывал план борьбы; порицание или хвала за исход довлеют тому, на ком авторитет верховной ответственности. Почему отказывать Николаю II в этом суровом испытании?… Бремя последних решений лежало на Нем. На вершине, где события превосходят разумение человека, где все неисповедимо, давать ответы приходилось Ему. Стрелкою компаса был Он. Воевать или не воевать? Наступать или отступать? Идти вправо или влево? Согласиться на демократизацию или держаться твердо? Уйти или устоять? Вот - поля сражений Николая II. Почему не воздать Ему за это честь? Самоотверженный порыв русских армий, спасший Париж в 1914 году; преодоление мучительного бесснарядного отступления; медленное восстановление сил; брусиловские победы; вступление России в кампанию 1917 года непобедимой, более сильной, чем когда-либо; разве во всем этом не было Его доли?

Несмотря на ошибки большие и страшные, - тот строй, который в Нем воплощался, которым Он руководил, которому Своими личными свойствами Он придавал жизненную искру - к этому моменту выиграл войну для России. Вот его сейчас сразят. Вмешивается темная рука, сначала облеченная безумием. Царь сходит со сцены. Его и всех Его любящих предают на страдание и смерть. Его усилия преуменьшают; Его действия осуждают; Его память порочат… Остановитесь и скажите: а кто же другой оказался пригодным? В людях талантливых и смелых; людях честолюбивых и гордых духом; отважных и властных — недостатка не было. Но никто не сумел ответить на те несколько простых вопросов, от которых зависела жизнь и слава России. Держa победу уже в руках, она пала на землю, заживо, как древле Ирод, пожираемая червями». (Уинстон Черчилль)

Николай II не был хорошим политиком в нынешнем смысле этого слова, то есть он не был политиканом и политическим честолюбцем, готовым идти на любые комбинации и сделки с совестью для удержания власти. В отличие от представителей нынешней власти.

Император был человеком совести и души (в этом многократно убеждаешься, читая его переписку и дневники), те моральные установки, которыми он руководствовался в своей деятельности, делали его беззащитным перед темными интригами, которые плелись в его окружении. Многие из его окружения преследовали собственные интересы, надеялись получить определенные выгоды, торговались с противниками Царя о цене предательства. Вокруг Царя все сильнее и сильнее сжимался круг предательства и измены, который превратился в своего рода капкан ко 2 марта 1917 года.

В 1913 году Империя торжественно отпраздновала 300-летие Дома Романовых. Казалось, ничто не предвещало скорого крушения исторической России. По темпам роста экономики наше Отечество опережала все страны света. Ведущие специалисты предсказывали, что к 1930-м годам она займет доминирующее положение среди мировых держав. Этому помешала Первая Мировая война 1914-1918 годов, сокрушившая четыре европейские Империи - Российскую, Германскую, Австро-Венгерскую и Османскую.

В начале войны положение Русской Армии было трудным, не хватало боеприпасов, из-за чего даже успешные наступления захлебывались. Переоценка великим князем Николаем Николаевичем своих способностей привела к ряду крупных военных ошибок, а попытки отвести от себя соответствующие обвинения повлекли раздувание германофобии и шпиономании. Военный историк Антон Керсновский констатирует, что к лету 1915 года «на Россию надвинулась военная катастрофа» и именно эта угроза стала главной причиной Высочайшего решения об устранении великого князя с поста Главкомверха, который занял сам император. Новые обязанности заставляли его часто бывать в Ставке.

К 1917 году Россия нарастила военный потенциал, так что не позднее апреля ожидался полный разгром Германской Империи и ее союзников. Близким казалось исполнение вековой мечты России - освобождение Константинополя и водружение Св. Креста над Софийским собором. Но измена витала вокруг престола и нанесла удар в спину.

Во время очередного отсутствия Государя, в феврале 1917 года в столице были искусственно организованы беспорядки. Заговорщики - изменившие присяге генералы, депутаты Государственной Думы, а также часть элиты — дезинформировали Императора. Когда он выехал в Петроград, блокировали его поезд в Пскове. 2/15 марта 1917 года Николай II, принуждаемый участниками заговора отказаться от Престола «ради спасения России», подписал отречение за себя и за сына (?) - Наследника Цесаревича Алексия Николаевича, в пользу брата - Великого Князя Михаила Александровича.

Последний не отрекся, но отложил принятие власти до решения Учредительного Собрания о образе государственного правления. Нарушение священного обета верности Династии Романовых, данного «в роды и роды» на Великом Поместном Церковном и Земском Соборе 1613 года, привело к неисчислимым всенародным бедствиям.
 ЧЕЛОВЕК совести и души
8/21 марта 1917 года по распоряжению Временного правительства Императора Николая II и его семью незаконно, без предъявления обвинений, арестовали и вскоре препроводили в Тобольск. Оттуда в 1918 году пришедшие к власти большевики перевезли царственных узников в Екатеринбург, значительно ужесточив и без того тяжелые условия содержания. Судьба Государя и всех членов Дома Романовых, попавших в руки большевиков, была предрешена в Москве вождями тоталитарного богоборческого террористического режима Свердловым и Лениным.
 ЧЕЛОВЕК совести и души
 ЧЕЛОВЕК совести и души
Приговор о казни вынес Уральский областной совет. Императора Николая II расстреляли 4/17 июля 1918 года вместе со всей его семьей и верными приближенными в подвале Ипатьевского дома за несколько дней до отступления красных из Екатеринбурга. Тела убиенных подверглись немыслимым надругательствам. Частично они были уничтожены при помощи огня и кислоты, а частично - захоронены в неизвестном месте.

О высокой духовности и нравственности Государя можно судить из письма св. Великой Княжны Ольги Николаевны: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и, чтобы не мстили и за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но не зло победит зло, а только Любовь».

«Торжественная и вместе страшная грамота, – пишет современный нам русский афонский подвижник о. Феодосий (Кашин), – ею клятвенно связаны с царями из Дома Романовых не только сами предки, составители ее, но и все мы, потомки их, до скончания века». Многие угодники Божии, не только новозаветные, но и ветхозаветные, хранили обеты, данные за них прежде рождения родителями их; это обязывает и нас к тому же.

Утвержденная Грамота для каждого русского человека подобна родительскому благословению, навеки нерушимому. В ней ясно сказано все то, что русский человек должен хранить как святыню: свою Веру, своего Царя и свое Отечество».
 ЧЕЛОВЕК совести и души
В июле 1613 года состоялось венчание на царство Михаила Феодоровича, первого государя из Рода Романовых. Полно и ясно раскрыл мистический смысл Русского Самодержавия и Российской Имперской государственности великий молитвенник и чудотворец святой праведный отец Иоанн Кронштадтский.

Он поучал: «Создав человека на земле как царя всех тварей земных, Царь Творец поставил затем царей разным народам и почтил их державою Своею и владычеством над племенами – правом управления и суда над ними. В ознаменование этого дара и силы Божией, даруемой царям от Господа, еще в Ветхом Завете Сам Господь установил священный обряд помазания Царей на царство. Этот священный обряд перешел и к христианским царям России. Через него сообщается им необходимо нужный дар особенной мудрости и силы Божией. Не сам собой, а Богом Царь царствует. Бог назначил в России быть Царям из Рода Романовых, и этот Род по милости Божией царствует. А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите святую Церковь и отечество, и помните, что самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет самодержавия – не будет России».

Три столетия хранили русские люди священный, выстраданный и вымоленный у Бога дар Православного Царства, но, усомнившись в Божественном Промысле, послушав лукавых соблазнителей, народ-богоносец отступил от святой веры. Предав земного царя в руки злодеев, предки наши нарушили Соборную клятву 1613 года и тем самым навлекли на Россию праведный гнев Царя Небесного. И если бы не добровольная жертва Государя, то страшное проклятие свершилось бы над нами в полной мере, ибо преступивший священный обет 1613 года «извержен будет и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Таин приобщения. И не буди на нем благословения от ныне и до века».

Из Соборной клятвы следует, что, восстав против Помазанника Божия в феврале 1917 года, весь русский православный народ лишился благодати Святого Духа. Но Господь смилостился к тяжко согрешившему народу лишь только потому, что он имел своими молитвенными предстателями у Престола Вседержителя умученную Царскую Семью, которую сам же предал в руки нечестивых убийц. Подвиг Царской Семьи и всех Новомучеников Церкви Русской исходатайствовал милость у Бога и спас Россию от окончательной погибели!

Вахтанг ЯКОБИДЗЕ
Почитать еще
№21 июль 2013
№18 апрель 2013
№15 октябрь 2012