«Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
Владимир Мономах

 
20 Ноября 2018, 13:48

На культурном форуме обсуждали проблемы доступности к инклюзивным проектам

15 и 16 ноября состоялся VII Санкт-Петербургский международный культурный форум. В его рамках было организовано ток-шоу «Социокультурная инклюзия: Как дать людям с ограниченными возможностями здоровья безграничные возможности в культуре». В разговоре участвовали представители театров и музеев, работающих в этом направлении. Также прошел показ спектакля «Гроза – среда обитания», где на одной сцене выступали студенты школы «Инклюзион» и профессиональные артисты и музыканты

 На культурном форуме обсуждали проблемы доступности к инклюзивным проектам
«С каждым годом в рамках Культурного форума растёт внимание к проблемам доступности, к инклюзивным проектам. Это очень заметно и по количеству мероприятий, и по интересу участников и жителей города. Наша задача в этом году - поделиться опытом работы наших региональных школ, показать конкретные и во многом уникальные техники обучения слепоглухих актёров и развития их потенциала. АНО «Инклюзион» подготовила методическое пособие, в течение двух дней мы организуем лекции и мастер-классы, в том числе с участием зарубежных специалистов инклюзивного театра. А чтобы не быть голословными показываем «Грозу». Конечно, всё это было бы невозможно без поддержки наших партнёров - компании Филип Моррис, Фонда «Искусство, наука и спорт», Фонда президентских грантов», - подчеркнул президент благотворительного Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Поликанов.
 На культурном форуме обсуждали проблемы доступности к инклюзивным проектам
«В рамках реализации долгосрочного подхода, направленного на помощь тем, кто в этом больше всего нуждается, в 2017 году наша компания начала сотрудничество с фондом «Со-единение». Работа фонда «Со-единение» является для меня примером высокопрофессиональной, системной социальной деятельности. Нам очень приятно, что финансовое участие компании позволило фонду осуществить важные проекты, о которых сегодня шла речь. Мы гордимся нашим сотрудничеством и выражаем свою готовность и дальше поддерживать деятельность фонда. Сегодня мы подписали меморандум о создании ресурсного центра для людей с одновременным нарушением слуха и зрения. Этот центр будет открыт в следующем году в Ломоносовском районе Ленинградской области и станет реабилитационный центром для слепоглухих людей, проживающих на северо-Западе России», - отметил Сергей Слипченко, вице-президента по корпоративным вопросам аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России. На культурном форуме обсуждали проблемы доступности к инклюзивным проектам
На ток-шоу, которое проводили фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» и Центр реализации творческих проектов «Инклюзион», при поддержке компании "Филип Моррис Интернэшнл", в Главном Штабе Эрмитажа, эксперты говорили об опыте, достижениях и трудностях российских регионов на пути к созданию доступной среды для людей с различными особенностями развития. В формате круглого стола специалисты обсудили возможности получения образования по творческим специальностям, профильное трудоустройство и адаптацию произведений культуры для людей с разной категорией инвалидности.
Сегодня интерес к инклюзии со стороны культурных и досуговых учреждений возрастает. Благодаря созданию многофункциональных арт-центров и объединению различных видов искусства, добавление инклюзивного формата органично вписывается в работу учреждений и способствует не только интеграции в общество людей с инвалидностью, но и повышению общего уровня культуры и толерантности.
 На культурном форуме обсуждали проблемы доступности к инклюзивным проектам
Ксения Дмитриева, руководитель программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд»: «Для нас очень важно создание инклюзивной социокультурной среды, что является одним из приоритетных направлений деятельности программы «Особый взгляд». Проблема доступной культурной среды для людей с ограниченными возможностями стоит как никогда остро, особенно в свете активной государственной социокультурной политики по защите прав инвалидов. Необходимо обеспечивать информационную доступность творческих мероприятий. Также важно обращать внимание на образовательные программы и семинары, которые не только позволяют делиться опытом организации инклюзивных постановок, но и совместно развивать доступную среду и предоставлять равные возможности людям с разными особенностями здоровья».
 На культурном форуме обсуждали проблемы доступности к инклюзивным проектам
Фонд «Искусство, наука и спорт» совместно с фондом поддержки слепоглухих «Со-единение» в рамках проекта «Инклюзион. Школа» в 2017 году открыл инклюзивные театральные школы в Новосибирске и Казани, в них обучаются люди с особенностями развития. Один из главных принципов инклюзивной школы – поиск взаимодействия и совместного существования на сцене актеров с разными возможностями. В школе учатся самые разные студенты: с нарушением зрения и слуха, с ментальными и физическими особенностями. На уроках ученики с иными возможностями занимаются вместе с профессиональными актерами или студентами театральных ВУЗов. Итогом первого года обучения стала постановка, которая показала, что профессиональный художественный инклюзивный театр возможно создать при постоянном развитии творческого потенциала инклюзивных актеров. Участники должны иметь возможность представить свою работу публике.
 На культурном форуме обсуждали проблемы доступности к инклюзивным проектам
15 ноября в Драматическом театре «На Литейном» состоялся показ театральной постановки «Гроза – среда обитания» по мотивам пьесы А. Островского. Это отчетный спектакль московской инклюзивной театральной школы Центра творческих проектов «Инклюзион» Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».
 На культурном форуме обсуждали проблемы доступности к инклюзивным проектам
«У пьесы Островского «Гроза», на мой взгляд, несчастная судьба. После статьи Добролюбова «про луч света в темном царстве», главную героиню только так и воспринимали и считали, что она рвется к свободе и протестует против устоев и невежества своего окружения. Хотя Островский описывает, прежде всего, силу женской души во всей непредсказуемости, открытости, страстности и беззащитности. Мы адаптировали текст пьесы к современным реалиям, к особенностям восприятия наших студентов и назвали спектакль так: «Гроза - среда обитания», - рассказывает режиссер спектакля Михаил Фейгин.
Занятия в школе идут уже на протяжении 1,5 лет, в программу обучения входят базовые учебные театральные дисциплины, а также дополнительные предметы, направленные на раскрытие творческого и личностного потенциала людей с особыми потребностями, на их саморазвитие и образование. Кроме этого, режиссером и педагогами школы разработаны авторские курсы, дающие возможность равного усвоения учебного материала разными категориями учащихся. Так, например, при работе с пьесой Островского «Гроза», режиссер и тифлосурдопереводчики адаптировали текст специально для глухих и слепоглухих студентов. Это позволило использовать жестовый язык в постановке и включило в рабочий процесс одну из основных категорий студентов.
 На культурном форуме обсуждали проблемы доступности к инклюзивным проектам
Образовательный семинар и показ спектакля «Гроза – среда обитания» являются частью масштабного благотворительного проекта «Три в одном: инклюзивный театр как средство реабилитации, социализации и просвещения», ставшего победителем первого конкурса Фонда президентских грантов.

 О Центре «Инклюзион»

Центр реализации творческих проектов «Инклюзион» открылся 20 февраля 2017 года. Учредитель Центра - фонд поддержки слепоглухих «Со-единение». Основными целями Центра являются: социализация и развитие творческого потенциала слепоглухих людей и людей с другими видами инвалидности; изменение общественного мнения в отношении людей с особенностями. В настоящее время деятельность Центра творческих проектов представлена театральным и образовательным направлениями. Центром создано 7 спектаклей и открыты инклюзивные театральные школы в 5 городах России: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Новосибирск. В 2018 году «Инклюзион» получил грант «Фонда президентских грантов на развитие инклюзивного театра в России. Проект «Три в одном: инклюзивный театр как средство реабилитации, социализации и просвещения» стал победителем первого конкурса Фонда президентских грантов.

О Фонде поддержки слепоглухих «Со-единение»

Миссия фонда - стать проводником между миром слепоглухих и зрячеслышащих, разработать и объединить успешные решения и практики, дающие слепоглухим людям возможность самореализации, развития и интеграции в общество.

Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» с 2014 года реализует программы и проекты, направленные на социальную и культурную интеграцию людей с нарушениями слуха и зрения. Спектакль Фонда и Театра Наций «Прикасаемые» стал одним из первых ключевых проектов в сфере инклюзивного театра и положил начало инклюзивной театральной школе Фонда, которая возникла при поддержке Театра Наций, ГИТИСа и Школы-студии МХАТ.

О Фонде «Искусство, наука и спорт»

Фонд основан в 2006 году российским предпринимателем и меценатом Алишером Усмановым в целях поддержки общественно значимых инициатив в области культуры, искусства и спорта, а также научно-образовательных и социальных проектов на территории Российской Федерации. Фонд уделяет большое внимание инклюзивному направлению в культуре. В рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» выделяются гранты на создание инклюзивных театральных постановок, развивается система тифлокомментирования и создаются условия безбарьерной среды для слепых и слабовидящих людей в России». Кроме того, в рамках программы «Особый взгляд» поддерживаются офтальмологические инновации и оказывается адресная офтальмологическая помощь.

Фонд президентских грандов

Фонд является единым оператором грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества с 3 апреля 2017 года.

 О Театре «На Литейном»

Театр «На Литейном» ведёт свою историю с 1909 года, когда на месте старинного манежа графа Шереметева начал работу «Литейный театр». В начале ХХ века он служил площадкой для реформаторских опытов Вс. Мейерхольда, Н. Евреинова, М. Фокина, М. Кузмина.
С театром сотрудничали Л. Бакст, И. Билибин, Б. Кустодиев — лучшие художники «Мира искусства», а также писатели Ф. Сологуб, Н. Тэффи, А. Аверченко. За 110-летнюю историю название театра часто менялось. В театре ставили спектакли: Ефим Падве, Кама Гинкас, Лев Додин, Генриетта Яновская. Позже, в 1990-е годы: Геннадий Тростянецкий, Григорий Козлов, Григорий Дитятковский и многие другие. Спектакли театра неоднократно участвовали в престижных театральных фестивалях, отмечены Государственной премией РФ («Лес», постановка Г. Козлова), премиями «Золотая маска» и «Золотой софит».Театр «На Литейном» всегда открыт новым именам, современным веяниям и течениям. Кредо театра — постоянный эксперимент, поиск и творческий диалог.

Контакты для СМИ:

Санкт-Петербург – Юлия Поцелуева, куратор школы «Инклюзион» yuliapotselueva@gmail.com , мобильный – 8(952)286-73-86
Москва – Дана Назаренко, пресс-секретарь фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», d.nazarenko@so-edinenie.org , мобильный - 8(926)919-25-87
Москва - Диана Довгая, PR-менеджер проектов и программ благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» dd@asasf.ru , мобильный – 8 (926) 237-13-29
Почитать еще
№32(2) октябрь 2014(1)
№32(1) октябрь 2014
№28 август 2014